Как эмоции связаны с интеллектом? С одной стороны, эмоции – несерьезная какая-то разновидность интеллекта, в противовес аналитическим способностям. С другой стороны, необходимость прислушиваться к эмоциям и управлять ими совершенно очевидна. Эмоциональные реакции достаточно интеллектуальны по своему значению – они помогают принять рациональное решение, основываясь не только на подсказках разума, но и на голосе сердца.

Эмоциональный интеллект (EQ)– способность человека распознавать эмоции, намерения и желания других людей и свои собственные. Благодаря этому умению человек может корректировать свое поведение и выстраивать эффективное общение с другими людьми. Эмоциональный интеллект имеет большое значение для успеха в жизни – не меньшее, чем уровень IQ. В отличие от привычного всем понятия интеллекта, он «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным» (по определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука).

Первым популяризатором понятия «эмоциональный интеллект» был научный журналист Даниэль Гоулман. Согласно его теории, эмоциональный интеллект включает личные и социальные компетентции. Личные определяют, насколько мы умеем справляться с собой, социальные – насколько хорошо мы умеем регулировать отношения.

По мнению Гоулмана, для успеха в жизни эмоциональный интеллект важнее, чем академические знания (хотя без них тоже никуда). Можно быть очень умным и образованным, но не преуспеть из-за того, что не умеешь эффективно общаться с людьми и выстраивать отношения. Многие крупные компании при приеме сотрудников на работу тестируют их эмоциональный интеллект. Люди с высоким уровнем EQ менее конфликтны, лучше вливаются в коллектив и работают в команде, лучше умеют сформулировать свое видение и донести его до окружающих.

Смесь адекватности и обаяния – такими представляются люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Они вызывают симпатию, их поступки видятся правильными, а решения – справедливыми. Им легко общаться с другими людьми, находить друзей и строить карьеру. Им легко быть счастливыми.

Какие качества свойственны людям с высоким эмоциональным интеллектом:

Скромность и точная самооценка. Умение адекватно оценивать свои способности и свое место в социуме, не прибавляя себе лавров, но и не занижая свои реальные преимущества. Хотя второе большинству людей явно не грозит – более 80% людей считают себя умнее среднего.
Открытость и дружелюбие. Люди, которым просто завязать знакомство, воспринимаются как эмоционально щедрые, неравнодушные, испытывающие искренний интерес к собеседнику. Они будто дают аванс в виде своей явной симпатии и теплоты, благодаря чему быстро становятся «своими».

Понимание эмоций других людей. То, что передается словами, составляет только 10% информации, улавливаемой во время общения. Остальное – это невербалика. Эффективность общения зависит от правильной расшифровки невербальной информации – мимики, жестов, интонаций, положений тела и пр.
Точность выражения своих эмоций – способность сохранить в своих реакциях некоторую пропорциональность, адекватность эмоциям других участников взаимодействия.
Умение никогда себе не врать. Не склонные приукрашивать действительность люди способны раньше заметить, когда что-то пошло не так, и эффективно отреагировать.

Умение говорить «нет». Для многих очень тяжело ответить отказом на просьбу или предложение. На первый взгляд может показаться, что тому виной добросердечие, но это не так. Часто не доброта удерживает нас от «нет», а гиперответственность и преувеличение собственной значимости в контексте происходящего.
Умение не переживать из-за неудач. Ошибки случаются с каждым, и в этом нет ничего плохого. Ошибка – это тоже опыт, который в дальнейшем поможет стать более успешным.
Отсутствие боязни перемен. Люди, чувствующие себя в гармонии с окружающими, быстрее адаптируются к изменившимся условиям.

Иногда значение эмоционального интеллекта переоценивают. Чтобы преуспеть в карьерном плане, недостаточно быть обаятельным, чутким и адекватным – помимо «хорошести» нужно иметь знания и опыт. «Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих», — сказал однажды Дэвид Карузо, психолог, специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.