Историю жизни Джека Ма (настоящее имя – Ма Юнь), создателя Alibaba, можно охарактеризовать словами из песни Queen «We Are The Champions»: «…But it’s been no bed of roses» (приблизительный перевод: «Путь не был выстлан розами»).
Ма родился в 1964 году в коммунистическом Китае, в разгар Культурной революции, когда в стране бушевали репрессии, когда политические аресты, вынужденные самооговоры, несправедливые тюремные заключения и даже казни стали нормой жизни. Но «культурной» революция была названа потому, что полным ходом шли гонения на интеллигенцию, уничтожение памятников культуры, запреты на традиционное искусство. Политический Левиафан не обошел и семью Ма: под запрет попал пингтан — традиционное искусство исполнения баллад, из-за чего родители Ма, профессиональные музыканты, оказались вне закона.
Семья жила очень скромно, если не сказать – бедно. У них не было денег на хорошее образование детям, не было влиятельных друзей или связей. Город, в котором они жили, Ханчжоу (в окрестностях Шанхая и Нингбо), был по китайским меркам небольшим.
Кстати, прозвище «Джек» ему дали именно туристы, оно ему понравилось и прижилось. В современном Китае ситуация, когда китаец имеет неформальное, но закрепившееся за ним европейское имя – Томми, Марк, Синди и пр. – в порядке вещей, поскольку европейцы испытывают трудности с запоминанием китайских имен.
Кстати, уже сам будучи отцом, Ма не стал требовать от своего сына хороших отметок в школе: «Я сказал своему сыну: необязательно стремиться быть в тройке лучших в классе, вполне можно быть середнячком, лишь бы оценки не были уж слишком плохими. Только такой ученик (тот самый середнячок) обладает достаточным количеством свободного времени, чтобы получить другие навыки».
За математическую часть вступительного экзамена Ма набрал всего 1 балл из 120 возможных. Такой унизительный результат нельзя было объяснить даже отсутствием подготовки к экзамену! В своих интервью Ма отмечает, что он никогда не дружил с математикой и до сих пор ничего не понимает в финансовых отчетах.
В 1988 году Ма окончил институт и начал искать работу. И здесь его поджидали неудачи – Ма получил огромное количество отказов. До сих пор он не может объяснить, чем было вызвано такое упорное невезение. После долгих поисков Ма пытался ухватиться хоть за что-то, искал любую возможность. Но его не приняли даже в сеть фаст-фудов KFC – из 24 соискателей на работу приняли 23, и Ма был единственным, кому отказали. Сам Ма считает, что его не приняли в KFC из-за непривлекательной внешности, ведь по китайским меркам он считается некрасивым. Позже ему удалось устроиться на должность преподавателя английского в местном университете с зарплатой в 12-15 долларов в месяц.
Ма набрал в поисковой строке свой первый запрос – «пиво», и очень удивился, когда не обнаружил в поисковой выдаче ни одного китайского сорта пива. Тогда у него зародилась идея помочь китайским предпринимателям вывести бизнес в интернет. Он знал, что в Китае производится огромное количество товаров, которые стоят дешевле своих аналогов из любой другой страны мира.
Офис компании располагался в квартире Джека Ма в Гуанчжоу. Идея проекта была в том, чтобы продавцы-экспортеры (торговцы мелкого и среднего масштаба) могли размещать списки своих продуктов, которые клиенты могли бы купить у них напрямую. Также была предусмотрена возможность создания индивидуальных сайтов продавцов на базе Alibaba. Первые 3 года проект не давал прибыли, нужны были крупные инвестиции.
О компании многое может сказать логотип, который у Alibaba не менялся уже более 10 лет. Хотя с виду этот логотип прост и примитивен, он несет скрытое значение. Жизнеутверждающая желто-оранжевая гамма – символ позитива и выгоды. Улыбающийся профиль – символ радости клиентов, совершивших удачные покупки на сайте.
Отличительной особенностью Alibaba с самого начала было то, что компания не стремилась выжать всю возможную на текущий момент прибыль. Например, сервис Taobao смог быстро развиться и вытеснить с рынка своего конкурента-гиганта Ebay в том числе потому, что не взимал с пользователей плату за размещение товаров и проведение платежей (в отличие от Ebay и большинства других подобных сервисов).
Гениальной идеей была разработка собственной платежной системы Alipay. При осуществлении транзакции деньги блокируются в системе и поступают продавцу только после того, как покупатель подтверждает получение товара и отсутствие претензий. Комиссия за транзакции не взимается ни с одной из сторон сделки. Благодаря этой идее Alibaba сохраняет стабильную репутацию сервиса, который не обманывает.
Aliexpress активно сотрудничает с соцсетями, широко использует контекстную рекламу. Но наивысший результат, пожалуй, приносит социальная реклама, которую компания получает абсолютно бесплатно. Например, Вконтакте есть множество групп формата «Смотри, что я нашел на Aliexpress», где живые пользователи делятся ссылками на впечатлившие их товары – оригинальные или странные, смешные или дурацкие. Действительно, на Aliexpress можно найти практически любой материальный товар, который только может прийти в голову (кроме, конечно, запрещенных товаров: оружие, наркотики, эротика и прочее). В 2013 году на российской таможне случился коллапс из-за огромного количества посылок из Китая. Всего за один день –11 ноября 2016 года, объявленный «Черной пятницей», т.е. днем массовых распродаж, – на площадках Alibaba было зарегистрировано покупок на 17,79 миллиардов долларов, что является абсолютным мировым рекордом.