«Будешь плохо учиться – станешь дворником!». Хоть однажды каждый слышал эти слова от своей мамы. Но далеко не всегда это правда. Высокие отметки в школе – показатель усердности ученика, иногда – его способностей, но никак не гарантия больших достижений в будущем. Доказательство – великие гении-двоечники:
Альберт Эйнштейн – в детстве великий ученый был замкнутым, задумчивым и медлительным, плохо говорил, его мать даже сомневалась в его умственной полноценности. Позже Эйнштейн сказал об этом: «Почему именно я создал теорию относительности? Когда я задаю себе такой вопрос, мне кажется, что причина в следующем. Нормальный взрослый человек вообще не задумывается над проблемой пространства и времени. По его мнению, он уже думал об этой проблеме в детстве. Я же развивался интеллектуально так медленно, что пространство и время занимали мои мысли, когда я стал уже взрослым. Естественно, я мог глубже проникать в проблему, чем ребенок с нормальными наклонностями».
В школе гениальный создатель теории относительности учился не блистательно, хотя и не очень плохо. По физике, алгебре и геометрии в выпускном табеле Эйнштейна стоит высший балл, по гуманитарным наукам оценки скромнее, а по английскому языку Эйнштейн вообще был не аттестован (что позже осложнило его жизнь, когда он эмигрировал в США). Но с учителями у Эйнштейна были очень натянутые отношения, кроме того он презирал систему школьного образования: «Я презираю тех, кто с удовольствием шагает строем на урок музыки — головной мозг дан им по ошибке. Вполне хватило бы и спинного!».
Людвиг ван Бетховен – за всю жизнь не научился умножать и делить числа. Например, чтобы умножить 60х52, Бетховен выкладывал 60 палочек 52 раза, а потом складывал их. В 11 лет бросил школу из-за алкоголизма отца и тяжелой финансовой ситуации в семье. В раннем возрасте отличался повышенной возбудимостью. За шалости великого композитора запирали в комнате с клавесином, благодаря чему Бетховен научился великолепно импровизировать на инструменте.
В 17 лет юноша был вынужден стать главой семьи и обеспечивать младших братьев из-за кончины матери. Он быстро завоевал славу пианиста-виртуоза, его игрой восхищались признанные гении того времени – Моцарт и Гайдн. Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. К 30 годам композитор начал терять слух. Он страдал тяжелой формой тинита, «звон» в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, а на поздней стадии болезни Бетховен избегал и обычных разговоров. Несмотря на тяжелый недуг, композитор продолжал писать музыку. Он исполнял свои произведения, преподавал и даже выступал с критикой других композиторов – он «слышал» музыку, глядя на пальцы пианиста или читая партитуру. Когда исполнялась его Симфония №9, композитор уже полностью оглох. Во время исполнения Бетховен стоял лицом к оркестру, но уже не мог слышать ни собственную музыку, ни гул аплодисментов. Солист оркестра развернул Бетховена лицом к залу, чтобы композитор мог увидеть восторг и ликование публики.
Александр Сергеевич Пушкин – не только плохо учился, но и отличался хулиганским поведением. Особенно плохо давалась поэту математика. Вот что писал о нем один из его царскосельских преподавателей: «…весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень не велики, особенно по части логики».
Билл Гейтс – в школе был двоечником по гуманитарным дисциплинам: грамматика, обществознание и другим предметам, хотя по математике получал высшие оценки. Помимо плохой успеваемости, в детстве Гейтс отличался возбудимостью и конфликтностью, из-за чего был даже направлен к психиатру. После школы поступил в Гарвардский университет, но спустя 2 года бросил его, чтобы посвятить свою жизнь программированию.
Дмитрий Иванович Менделеев – создатель «Периодической системы» был троечником по химии и отставал по другим наукам. В первом классе великий ученый был оставлен на второй год. Менделеев не скрывал своего отвращения к школьному обучению, и только в институте стал учиться хорошо, а потом и отлично, окончив институт с золотой медалью. Ученый считал, что интерес к наукам пробудили выдающиеся учителя, которых он встретил в вузе: М. В. Остроградский, А.А. Воскресенский, Э. Х. Ленц и другие. Еще один удивительный факт из его жизни – Менделеев был 17-м ребенком в семье, что было нетипично даже для того времени, учитывая, что семья принадлежала к интеллигенции. Но и в деревнях семей с таким количеством детей почти не было.
Мы назвали всего 5 знаменитостей, а сколько их еще – людей, которые сделали себя в полном смысле этого слова, хотя изначально в них не верили. Многие из них не только не получали помощи и поддержки, но и встречали всевозможные препятствия на своем пути – такие, которые кому-то другому показались бы непреодолимыми. Исаак Ньютон, Сергей Королев, Владимир Маяковский, Антон Павлович Чехов, Наполеон Бонапарт, Уинстон Черчилль, Андрей Тарковский – этот список можно долго продолжать. Их пример говорит о том, что не нужно смиряться, если кто-то считает вас бесперспективным, как школьные учителя всех этих великих людей, ведь это всего лишь их мнение и оценка. Только от вас зависит, как вы распорядитесь своей жизнью и чего сможете добиться. Успех – в вашей голове!