1. Правила руководителя – кнут и пряник (советы как быть справедливым руководителем и добиться уважения сотрудников).

Во многом успех работы в команде зависит от благоприятной атмосферы в коллективе, от того, насколько сплоченной является команда, от уровня мотивированности всех участников рабочего процесса, от понимания ими общей цели. Как эффективно управлять коллективом, поддерживать доброжелательную атмосферу и добиваться от сотрудников высоких результатов? Попробуем разобраться, как быть эффективным руководителем.

Здесь мы рассмотрим «кнут и пряник» как методы жесткого или мягкого управления коллективом. К сожалению, часто руководители не вполне понимают суть этих методов и либо скатываются в братание с подчиненными, либо вводят режим диктатуры. И то, и другое не эффективно. В первом случае руководителю приходится брать на себя решение задач, выполнять которые должны его сотрудники. Во втором случае шеф демонстрирует излишнюю жесткость и авторитарность по отношению к подчиненным. Главное – в обоих случаях такого руководителя не будут уважать его люди, какая уж тут эффективная работа.

И «кнут», и «пряник» имеют право на существование, нельзя сказать, что какой-то метод более эффективен. Все зависит от контекста применения. Предлагаем рассмотреть преимущества того и другого метода.

Эффективность метода «кнута» может быть высокой в случаях, когда:

• Круг обязанностей и задачи сотрудников четко определены и не подразумевают двоякого прочтения. Также люди четко понимают систему поощрений и штрафов в компании.
• Для решения задачи не дается права на ошибку. Это стимулирует быть более внимательным и аккуратным, делать меньше ошибок и быстрее решать поставленные задачи.
• В данном коллективе либеральное отношение может быть воспринято как слабость. Есть мнение, что метод кнута работает в отношении неквалифицированного сегмента труда. В сферах, где нужен творческий подход, таким образом можно демотивировать и убить инициативу на корню. Чтобы этот метод работал, очень важно, чтобы руководитель был уважаем среди сотрудников, был кристально правильным и справедливым, не позволять себе слабости, которые роняли бы его авторитет: хамить, напиваться на застольях и т.п. Для того, чтобы правильно применять «кнут», необходимо соблюдать несколько правил:
• Проступок должен быть конкретным, границы его должны быть четко определены. Это некое неправильное действие или бездействие, когда четко известно, каким должно быть правильное действие. Если сотрудник неё отвечает вашим ожиданиям, неинициативен, недопонял или не догадался – это не проступок. Если вас не устраивает квалификация сотрудника, с ним лучше расстаться.
• Правила должны быть едины для всех. Часто люди совершают проступки, следуя чужому примеру. «Если ему можно, почему мне нельзя?» – не нужно давать почву для подобных мыслей.
• Лучше наказывать морально, а не материально. Для компании важнее не денежная компенсация за проступок, а соблюдение правил. К тому же, оплачивая штраф, сотрудник чувствует, что «откупился» и совесть его чиста, он не ощущает вину за совершенный промах и следующий раз может его повторить, если штраф окажется для него не очень существенным.
• Необходимо быть последовательным и справедливым. Если наказание необходимо, оно должно состояться, но при этом должно быть точно отмерянным – не больше, чем того требует ситуация. В работе с высококвалифицированными сотрудниками чаще используют метод мягкого управления коллективом. При соблюдении некоторых правил этот метод приносит высокие результаты:
• Руководитель должен смириться, что всех ошибок не избежать. Это не значит, что нужно попустительствовать: промахи нужно отмечать и разбирать. При разборе ошибки важно узнать, была ли неправильно поставлена задача или квалификация сотрудника недостаточно высока. По итогу все стороны должны сделать выводы, как избежать повторения таких ситуаций, и понимание, что за повторением последуют санкции.
•Нужно доверять своей команде и уметь делегировать обязанности. Нельзя браться за решение задач, находящихся в компетенции подчиненных, максимум – помочь, подсказать. Когда человеку дают возможность самому разобраться и сделать, и у него это получается, его самооценка и мотивированность к дальнейшим её свершениям повышается.
• Нужно быть внимательным и открытым к мнению подчиненных и их идеям, а также и к критике. При этом нужно, конечно, соизмерять услышанное со своим видением вещей и не принимать мнение подчинен- ного за истину в последней инстанции. Нужно быть открытым к диалогу, прислушиваться к советам и взвешивать все мнения, но помнить, что ответственность за принятое решение все же на руководителе.
Иными словами, мягкий стиль управления требует высокого уровня гибкости и эмпатии от руководителя, однако он позволяет добиться высоких результатов. Факт, что страх наказания стимулирует на плодотворный труд намного меньше, чем ожидание похвалы (а значит, гордость за себя, рост самооценки и самоутверждение) за хорошо проделанную работу.

Взяв за основу эти правила управления в своей деятельности, вы откроете для себя новые возможности руководителя и лидера.