В современном мире на людей обрушивается огромный поток информации. Объем накопленных знаний о мире за последнее столетие вырос в сотни раз по сравнению со всеми предыдущими веками и постоянно увеличивается. Умение усваивать нужные знания, отделять важное от второстепенного, запоминать полученную информацию – эти умения были важны всегда, но теперь, в наш информационный век, — особенно.

Однако с возрастом способность человека усваивать и запоминать новые знания уменьшается. Виной тому возрастные изменения, стрессы, нервное напряжение, плохой сон, вредные привычки. Плохая память может являться следствием различных заболеваний, например, диабет или атеросклероз, а также может сигнализировать о развивающейся болезни Альцгеймера.

К счастью, мозг, как и мышцы тела, можно тренировать и укреплять. Регулярные упражнения, направленные на развитие мозговой деятельности, позволяют добиться хороших результатов. Кстати, вы знали, что интенсивная умственная деятельность способна увеличить продолжительность и качество жизни? Давно замечено, что чем чаще человек занимается интеллектуальной деятельностью, тем меньше риск заболеть болезнью Альцгеймера или другими нейродегенеративными заболеваниями. Именно поэтому профессора и академики сохраняют ясный ум до самой смерти чаще, чем люди, чьи профессии не связаны с напряженным умственным трудом.

Рассмотрим упражнения для мозга, благодаря которым можно улучшить память и внимание:
Запоминание образов. Это упражнение можно выполнять на улице, дома, в транспорте – где угодно.
Суть упражнения – в течение некоторого времени внимательно рассматривать какой-либо предмет (это может быть здание, деталь интерьера, картинка, вещь – все, что угодно), затем закрыть глаза и постараться мысленно воспроизвести образ этого предмета в мельчайших деталях. Открыв глаза, еще раз внимательно рассмотрите предмет. Какие детали вы упустили? Выполняя это упражнение регулярно, можно постепенно сокращать продолжительность рассматривания предмета. Вариация этого упражнения – зарисовка мысленного образа на бумаге.
Заучивание стихов, отрывков текста, песен, а также номеров телефона в записной книжке, списка продуктов перед походом в магазин — все это помогает развить и укрепить память.
Выстраивание ассоциативных рядов. Этот метод известен с древних времен, его описал еще Цицерон. Благодаря выстраиванию ассоциаций можно запоминать большие объемы информации. Упражнение выглядит так: напишите в столбик 10 любых не связанных между собой по смыслу существительных. Глядя на список, мысленно свяжите каждое слово с образом, с которым это слово у вас ассоциируется. Иногда ассоциация может быть по смыслу вообще никак не связана с тем, что вы хотите запомнить, но это все равно работает. В качестве образов для ассоциаций лучше подобрать предметы, которые вас окружают и которые вы хорошо знаете, например, интерьер вашей комнаты. Например, Цицерон, запоминая большие объемы информации, ходил по своему дому и мысленно «расставлял» куски информации по местам: на тумбочку, на шкаф, на зеркало (ну или что там было у Цицерона). Припоминая заученный текст, он мысленно проходил по своему дому тем же путем и «находил» куски текста там, где он их «расставил».
Решение математических и логических задач. Это упражнение подходит не только для развития памяти, но и вообще заставляет мозг напрягаться и работать. Если вы давно позабыли школьный курс математики, хорошо подойдут арифметические задачи для 5-6 класса: на скорость-время-расстояние («из пункта А в пункт Б…»), задачи про бассейн и трубы, задачи на поиск алгоритма, на вычисление, решение ребусов и пр. Для решения таких задач не нужно знание специальных математических формул, но очень важны логика и внимание.
Настольные игры очень хорошо стимулируют мозговую деятельность в целом, тренируют не только память, но и внимание, находчивость, логику и другие полезные навыки. Для тренировки памяти лучше всего подходят игры «эрудит», «мемо», карточные игры, решение кроссвордов.