Со сказками человек сталкивается не только в детстве, но и во взрослом возрасте, когда начинает читать эти сказки своим детям. И, возможно, на взрослого они оказывают даже большее впечатление.

Сразу встает вопрос – почему, на каком таком основании всякие ленивые Емели и бестолковые Иваны-дураки в сказке получают все плюшки: и коня златогривого, и Василису Прекрасную, и полцарства, вечный респект и всенародную славу?! Ведь они же для этого вот совсем ничего не сделали!

А каждый из нас знает, что для того, чтобы чего-то добиться, нужно упорно работать. Откуда же в сказках, считающихся ни много ни мало народной мудростью, берется такая несправедливость?

Некоторые родители вообще считают вредным читать детям такие сказки. Помню, одна мама провела опрос на тему – стоит ли читать дочери роман Александра Грина «Алые паруса». Не отложится ли у нее в результате, что нужно просто сидеть ровно и ждать принца – и он обязательно прикатит под алыми парусами, влюбится, женится – все сам-сам, а ей делать ничего не нужно.

На самом деле в сказках не все так просто. Сказки содержат глубокий символизм, иллюстрирующий развитие и взросление личности героя, его взаимодействие с неблагоприятными обстоятельствами, поиски решения проблемы. Сказки можно трактовать по-разному, но заложенный в них смысл помогает найти ключ к решению реальных жизненных ситуаций.

Для примера рассмотрим две сказки и разберемся, так ли их герои были бездельниками и действительно ли они получили свою награду незаслуженно.

Иван-царевич и Серый волк.
Почему Волк начал исполнять желания Ивана-царевича, несмотря даже на то, что тот его не слушался, все делал по-своему и наживал еще больше проблем, которые Волку приходилось разруливать? Вспомните, сказка начинается с того, что Волк съел коня Иван-царевича. Видимо, он испытывал чувство вины за этот поступок и таким образом решил свою вину искупить. В результате Волк для Ивана «стал родной матерью», как выразился персонаж другой всем известной сказки. Он считает себя ответственным за все происходящие с Иваном передряги. При этом у Волка нет права на контроль ситуации. Каждый раз, когда Волк предостерегает Ивана, тот делает все по-своему, будто назло. Кстати, и назло – даже в жизни, когда кто-то пытается вам навязать свою волю и при этом не обладает достаточным авторитетом, естественным образом просыпается агрессия. В попытке навязать свою волю есть большая доля неуважения ко второй стороне – раз его нужно контролировать, значит он маленький, слабенький и беспомощный, в отличие от меня – сильного и ловкого.

Иван-царевич интуитивно манипулирует чувством вины Волка. Он чувствует, что пока Волк в таком психологическом состоянии, Ивану позволено очень многое. Иван становится все более капризным, аппетиты его растут – то ему жар-птицу, то коня златогривого. Порочный круг распадается только после того, как Волк закрывает все потребности Ивана. Показательно, что прощаются они очень сухо – «навсегда», т.е. желания продолжать такую «дружбу» нет ни у одной из сторон.

Чему учит эта сказка? Во-первых, Иван воспользовался потерей своего коня, чтобы получить власть над Волком. То есть проактивные действия Ивана здесь все-таки прослеживаются. Во-вторых, помощь Волка для Ивана не была такой уж манной небесной. Не научившись самостоятельно решать свои проблемы, ему, скорее всего, будет трудно в будущем удержать свои приобретения. В-третьих, сказка иллюстрирует вред гиперответственности, корни которой кроются в неуважении своего партнера. Если бы Волк осознал, что он не обязан выполнять все просьбы, что у Ивана своя жизнь и даже если тот погибнет, вины Волка в этом нет, – вероятно, их симбиоз был бы более здоровым и в перспективе – полезным для обеих сторон. Узнаете в этой сказке отношения родителей и детей-подростков?

По щучьему велению.

Главный герой сказки, Емеля, предстает великим лентяем – лежит себе на печи и в ус не дают. Но если посмотреть на факты, картина меняется. Сначала подумаем, а почему Емеля лежит на печи, почему позволяет братьям и их женам смеяться над собой? Может быть, это не обычная лень, а его реакция на психологическое давление, депрессия, потеря мотивации и воли к жизни?

Далее, Емеля смог поймать щуку именно тогда, когда он все-таки встал с печи и пошел в мороз рубить лед на речке. То есть человек вышел из зоны комфорта и пошел менять свою жизнь. Останься он на печи, никаких щук бы ему не видать. И чтобы выловить щуку, Емеле надо было проявить немалую ловкость и сноровку – тоже не вяжется с образом лентяя и простофили.

Затем, почему щука стала выполнять его желания? Он отнесся к ней по-доброму, с состраданием, а принцип «за добро платить добром» – это ведь основа нормального человеческого общежития. Он был с ней честен и порядочен – после заключения договора отпустил в прорубь, как и обещал.
В жизни, конечно, никаких волшебных щук не существует. Но эта сказка учит стать волшебной щукой самому себе – преодолевать препятствия, увеличивать свою силу, тренировать волю, уважительно относиться к окружающим, взять контроль над своей жизнью в собственные руки.