В первую очередь, из-за тренировки мозга. Если человек часто решает нестандартные задачи, учит иностранные языки, запоминает формулы, нейронам головного мозга постоянно приходится прокладывать новые дорожки для нервных импульсов, из которых формируются нейронные сети. Именно количество нейронных сетей определяет интеллект человека. А вот при выполнении стереотипных, привычных задач новые сети не формируются – нервные импульсы текут по натоптанным дорожкам, или, как назвал их психофизиолог Евгений Николаевич Соколов, по «меченым линиям».

Ученые установили, что возрастное ухудшение умственных способностей происходит из-за снижения стимуляции нервных клеток головного мозга. Так заложено природой – то, что не используется, отмирает. Если нервным клеткам не хватает стимуляции, они атрофируются, теряя способность к проводимости. То же самое происходит с мышцами без физической нагрузки. Вот почему явления старческого слабоумия среди людей, занятых умственным трудом, существенно ниже.

В поиске взаимосвязей между уровнем образования и продолжительностью жизни, ученые сделали неожиданное открытие. Оказывается, чем более образован человек, тем больше у него шансов предотвратить смерть. Джо Фелан, исследователь из Колумбийского универститета в Нью-Йорке, доказал это, изучая причины смерти женщин от 45 до 64 лет. Все  причины, приведшие к гибели, исследователь разделил на «предотвратимые» и «непредотвратимые». К предотвратимым он отнес рак легких, убийства, большую часть несчастных случаев; к непредотвратимым – такие болезни как рассеянный склероз и рак желчного пузыря. Эти болезни исследователь оценил как имеющие низкую профилактику и плохо излечиваемые силами современной медицины. Оказалось, что люди, учившиеся 11 лет и менее (то есть только в школе) на 93% чаще гибли по «предотвратимым» причинам в отличие от людей с высшим образованием (17 лет обучения и более).1

Другой американский исследователь Брайан Рострон подсчитал, сколько в среднем осталось жить 25-летним молодым людям в зависимости от уровня образования, который они получили. По его оценке, не закончившие среднюю школу двоечники проживут максимум до 75 лет, а выпускники вузов – до 87 лет.2

Хотя уровень современной медицины дает возможность продлить жизнь тела, без здоровья мозга это не много не значит. Только будучи в здравом уме и трезвой памяти, человек будет ощущать себя здоровой и гармоничной личностью. Чтобы иметь здоровый мозг, его нужно тренировать. Для этого ученые советуют решать задачи и головоломки, читать, получать больше впечатлений, чтобы избавляться от шаблонного мышления, наработанного в прошлом.

Академик Наталья Петровна Бехтерева, научный руководитель Института Мозга человека, на протяжении многих лет занималась исследованием человеческого мозга. Она утверждала, что мозг человека, который не решает сложных задач и не занимается творческой деятельностью, напоминает заброшенную деревню – он не живет, а существует. И напротив, творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, – здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое.

Приводим цитату из одной из ее статей: «Когда происходит «нестереотипная деятельность», мозг работает в полную силу и живет полноценной жизнью. Мозгу ведь, как и всем другим органам, нужно работать – даже мозг детей, не получивших достаточного количества раздражителей, может не развиться как следует. Если же человек провел свою жизнь в «стереотипной ситуации» – подметал улицы, стоял за конвейером, – словом, «ходил» по «меченым линям» и никак не компенсировал эту недогрузку мозга, то в старости он уже не сможет легко выучить иностранный язык, будет испытывать серьезные затруднения с памятью и многое другое. А тот, кто всю жизнь занимался умственной работой, сохраняет мозг в рабочем состоянии до глубокой старости, хотя память может и не быть такой острой, как в 20-30 лет».

Чем выше интеллект, тем больше шансов стать долгожителем. Будем думать?

1. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15595507
2. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4435622