Если ваша работа связана с руководством людьми или налаживанием связей с партнерами, вам должна быть хорошо известна мотивирующая сила слов. Мудрый руководитель знает, что для эффективной работы его сотрудников недостаточно лишь материального вознаграждения: премии, корпоративы, доски почета. Иногда нематериальная мотивация стоит гораздо больше денег.
Яркий пример успешной нематериальной мотивации – корпоративная политика McDonald’s. Престиж работы в «макдаке» находится примерно на уровне плинтуса. Даже не имея опыта работы, многие молодые люди готовы выбрать что угодно, лишь бы не Макдональдс, считая, что работа в компании – это мытье полов и возгласы о свободной кассе. Текучка кадров в компании очень большая. Из 20 человек, подписавших в один день трудовые контракты, к концу года остается 3-4 человека.
Само собой, руководству компании было жизненно необходимо разработать схему, как удерживать сотрудников на местах максимально долго и без затрат – ведь повышение зарплаты, введение дополнительных льгот или послабление трудовой дисциплины непременно скажется на ценах и качестве, а этого допустить нельзя. Элегантный выход был найден – внушение нужности и незаменимости каждому сотруднику, даже на самых рядовых должностях. Внушение из серии «Как мы будем справляться, если ты уйдешь?! Твоим друзьям (коллегам) будет трудно без тебя. Мы нуждаемся в тебе!» неплохо работало на слишком совестливых сотрудников. Излишне тревожные люди боятся отказать, когда их просят – не столько от душевной доброты, сколько из страха вызвать обиду и нажить себе врагов. Сыграв на этом свойстве человеческой психики, компании удавалось удерживать сотрудников на рабочих местах, не тратя ни одного лишнего цента.
Сформулировать слова, которые найдут отклик в вашей аудитории, не так просто.
Во-первых, чтобы ваши слова отозвались в душе собеседника, вы должны быть для него авторитетом. Вы должны быть в чем-то опытнее и сильнее него, только в этом случае ваш совет будет что-то стоить. | |
Во-вторых, со стороны собеседника должен быть запрос. Совет без запроса может быть воспринят как поучение выскочки. Кроме раздражения и агрессии вы так ничего не добьетесь. | |
В-третьих, чувство юмора. Шутка приоткрывает границы человека, с нею легче установить контакт и быть услышанным. | |
В-четвертых, всегда нужно учитывать специфику ситуации и эмоциональный настрой вашего собеседника. |
— Как мотивировать себя что-то делать? — Да никак, оставайтесь в жопе. (Артемий Лебедев). |
Эту цитату стоит поставить на рабочий стол вместе со списком целей, которых хочется достигнуть.
А какие слова вдохновляют вас?