Слова могут значить многое. Джош Биллингс как-то сказал: «Добрые слова могут быть короткими, но их отголоски поистине безграничны». Слова передают энергию, которая создает реакцию в других. Все, что вы говорите, производит определенный эффект на окружающих.

Если ваша работа связана с руководством людьми или налаживанием связей с партнерами, вам должна быть хорошо известна мотивирующая сила слов. Мудрый руководитель знает, что для эффективной работы его сотрудников недостаточно лишь материального вознаграждения: премии, корпоративы, доски почета. Иногда нематериальная мотивация стоит гораздо больше денег.

Яркий пример успешной нематериальной мотивации – корпоративная политика McDonald’s. Престиж работы в «макдаке» находится примерно на уровне плинтуса. Даже не имея опыта работы, многие молодые люди готовы выбрать что угодно, лишь бы не Макдональдс, считая, что работа в компании – это мытье полов и возгласы о свободной кассе. Текучка кадров в компании очень большая. Из 20 человек, подписавших в один день трудовые контракты, к концу года остается 3-4 человека.

Само собой, руководству компании было жизненно необходимо разработать схему, как удерживать сотрудников на местах максимально долго и без затрат – ведь повышение зарплаты, введение дополнительных льгот или послабление трудовой дисциплины непременно скажется на ценах и качестве, а этого допустить нельзя. Элегантный выход был найден – внушение нужности и незаменимости каждому сотруднику, даже на самых рядовых должностях. Внушение из серии «Как мы будем справляться, если ты уйдешь?! Твоим друзьям (коллегам) будет трудно без тебя. Мы нуждаемся в тебе!» неплохо работало на слишком совестливых сотрудников. Излишне тревожные люди боятся отказать, когда их просят – не столько от душевной доброты, сколько из страха вызвать обиду и нажить себе врагов. Сыграв на этом свойстве человеческой психики, компании удавалось удерживать сотрудников на рабочих местах, не тратя ни одного лишнего цента.

Самые эффективные мотивирующие слова часто имеют форму притчи. Не зря Иисус Христос нес свое учение в народ именно таким способом. Чем хороша притча – она не содержит прямого вывода, морали или наставления, не содержит нравственных оценок, но при этом опирается на конкретный опыт, склоняет к анализу и размышлению.

Сформулировать слова, которые найдут отклик в вашей аудитории, не так просто.

Во-первых, чтобы ваши слова отозвались в душе собеседника, вы должны быть для него авторитетом. Вы должны быть в чем-то опытнее и сильнее него, только в этом случае ваш совет будет что-то стоить.
Во-вторых, со стороны собеседника должен быть запрос. Совет без запроса может быть воспринят как поучение выскочки. Кроме раздражения и агрессии вы так ничего не добьетесь.
В-третьих, чувство юмора. Шутка приоткрывает границы человека, с нею легче установить контакт и быть услышанным.
В-четвертых, всегда нужно учитывать специфику ситуации и эмоциональный настрой вашего собеседника.
Слова могут воодушевить на большие свершения. Иногда полезно читать высказывания людей, добившихся успеха: писателей, научных деятелей, успешных бизнесменов. Их опыт, оформленный в емкие и точные высказывания, помогает набраться решимости изменить свою жизнь, развиваться, становиться лучше. Например, за эту фразу Артемия Лебедева, несмотря на ее жесткость, невозможно не испытывать благодарности:
— Как мотивировать себя что-то делать? — Да никак, оставайтесь в жопе.
(Артемий Лебедев).

Эту цитату стоит поставить на рабочий стол вместе со списком целей, которых хочется достигнуть.

А какие слова вдохновляют вас?