«Дорогой дядя LEGO, младшая сестренка Сьюззи ворует мой конструктор Legoland Космос и сильно плачет, когда я пытаюсь его забрать. Пожалуйста, придумайте какие-нибудь классные игрушки для маленькой девочки, чтобы она оставила мой LEGO в покое». В шестидесятых годах подобные письма мешками приходили в штаб-квартиру LEGO. Компания не разочаровывала своих маленьких клиентов и придумывала новые серии конструктора, которые подошли бы и маленькой Сьюззи, и третьекласснику Полу, и увлекли бы даже их папу.
Основатель компании Оле Кирк Кристиансен родился 7 апреля 1891 года в бедной фермерской семье в западной Дании. Он освоил ремесло плотника, и эта работа приносила ему достаточный доход, чтобы вести спокойную и непритязательную жизнь. Оле Кирк женился, и один за другим родились его четыре сына: Йоханнес, Карл Георг, Готфрид и Герхардт.
Проблемы начались в 1932 году, когда из-за Великой депрессии закрылась фабрика, на которой работал Оле Кирк. В том же году после тяжелой болезни умерла его жена. Он остался один с четырьмя сыновьями, без работы и без средств к существованию. Старшему сыну на тот момент было пятнадцать, младшему – всего шесть.
Вместе с отцом стал работать его третий сын Готфрид (на тот момент мальчику было всего 12 лет). Дела шли хорошо, и уже через два года в компании работало 7 сотрудников. Наибольшим спросом пользовались игрушки. Тогда же был создан бренд компании, составленный из датских слов «LEg GOdt» («играть» и «легко»). Логотип LEGO был еще далек от современного. Он несколько раз кардинально менялся, пока в 1953 году не обрел привычные нам очертания. Это случилось, когда компания начала активную экспансию за рубеж.
К 1936 году фабрика Оле Кирка производила около 42 моделей деревянных игрушек. Одна из игрушек – деревянная утка на колесиках, умевшая открывать и закрывать клюв во время движения, стала игрушкой года. Основатель компании начал подумывать о том, чтобы полностью перейти на производство игрушек.
Предприимчивых отца и сына подстерегали новые удары судьбы. Началась Вторая мировая война, Дания была оккупирована фашистскими войсками. Жить и работать стало сложнее, кроме того война перечеркнула надежды отца дать сыну достойное образование. Сам основатель LEGO окончил лишь начальную школу и мечтал, чтобы Готфрид учился в университете. Этим мечтам не суждено было сбыться.
В 1942 году единственная фабрика компании сгорела дотла. Оле Кирк пришел в отчаяние – рухнул с таким трудом налаженный бизнес, единственный источник дохода. Но предприниматель решил не сдаваться и заново наладил производство игрушек (от остального ассортимента было решено отказаться). Ему удалось не только восстановить, но и расширить производство – уже в следующем году в компании работало 40 человек.
В 1951 году Оле Кирк попал в больницу с инсультом, от которого так и не смог полностью оправиться. К рулю встал его сын Готфрид. После смерти отца он выкупил доли своих братьев и стал единственным владельцем бизнеса.
Однажды Готфрид путешествовал на пароме и доро́гой познакомился с агентом по закупкам игрушек. Тот стал сетовать, что все производители игрушек выпускают однотипные товары – нет свежих идей, нет оригинальности.
На протяжении своей истории LEGO переживало множество падений и взлетов. В 1960 году компания снова пережила пожар – на этот раз сгорел только цех деревянных игрушек. Было решено не восстанавливать цех и сконцентрироваться на конструкторах, которые уже экспортировались в страны Европы, а с 1962 года вышли на рынки США, Канады, Сингапура, Гонконга, Австралии, Марокко и Японии.
Когда Готфриду исполнилось 59 лет, компанию возглавил его сын Кьелль. Звезды были благосклонны к семье Кристиансенов – в каждом новом поколении находился толковый наследник, которой не спускал семейный бизнес в карты, а, напротив, расширял и внедрял свежие идеи. Не каждой династии монархов так везло.
В 1988 году закончился срок патента, по которому никто не мог производить конструкторы, совместимые с LEGO. На рынок хлынул поток альтернативных изделий, который чуть не потопил компанию.
В 2000-х компания чуть не обанкротилась из-за спада интереса к конструкторам – дети все больше увлекались компьютерными играми. Чтобы выйти из кризиса, компания разработала собственную ПК-игру. Игра стоила 40$ + абонентская плата 10$ в месяц – надо ли говорить, что идея была провальной. Все уже привыкли скачивать бесплатно.