История самого знаменитого цирка в мире началась в 1984 году. По цирковым меркам Дю Солей – очень молодой цирк.

Например, китайский Golden Lion имеет 2000-летнюю историю, московский цирк на Цветном был открыт в 1880 году, а крупнейший цирк Европы Circus Krone в Мюнхене – в 1905 году. Как смог этот проект добиться такого головокружительного успеха за сравнительно короткий срок?

Ги Лалиберте (Guy Laliberte), создатель Цирка Дю Солей (по-русски переводится как Цирк Солнца), родился в 1959 году в Канаде, на окраине Квебека.

Его мать была медсестрой, отец работал специалистом по связям с общественностью в алюминиевой корпорации. В 14 лет юноша начал свою карьеру циркового артиста и даже бросил учебу в колледже ради выступлений. Он умел играть на губной гармошке и аккордеоне, ходить на ходулях, жонглировать, глотать огонь, хотя специального циркового образования он не получил – он был самоучкой, и большую часть своих умений постигал для собственного удовольствия. В 18 лет молодой человек покинул отчий дом и отправился странствовать по Европе, имея всего 1 тысячу долларов в кармане. Первую ночь по прилету в Лондон он провел на скамейке в парке. Вскоре он присоединился к труппе бродячих артистов, с которой исколесил полмира. За время странствий, как признавался потом Лалиберте, он смог увидеть и изучить приемы цирков разных стран мира, набраться идей и фантазий, которые требовали своего воплощения.

В 20 лет Лалиберте вернулся в Квебек. По настоянию родителей он попытался устроиться на «нормальную» работу на гидроэлектростанцию, но проработал там он всего 3 дня. Затем на электростанции началась забастовка рабочих, а Лалиберте понял, что его судьба навеки связана с цирком.

В 1982 году Лалиберте вместе со своими друзьями детства Даниэлем Готье и Жилем Сте-Круа организовали уличную ярмарку, которую им удалось превратить в целый фестиваль уличных исполнителей, на который съезжались цирковые артисты со всей Канады и США. После этого проекта друзья решили организовать свою труппу и обратились за помощью к правительству Квебека с просьбой профинансировать новый цирк. Чтобы убедить администрацию и доказать серьезность своих намерений, Жиль Сте-Круа прошел на ходулях расстояние в 90 километров!

В результате артистам был выделен участок на окраине Квебека в аренду за символический 1 доллар. Здесь друзья разбили шатер шапито на 800 мест и стали давать в нем цирковые представления.

Сейчас шоу Цирка Дю Солей – самые дорогие театральные постановки в истории. Например, бюджет шоу Kà, премьера которого состоялась в Лас-Вегасе в 2005 году, составил 165 миллионов долларов. Это вдвое дороже, чем стоимость Spider-Man: Turn Off Dark – самого дорогого в истории бродвейского шоу. Всего за историю Дю Солей создано 37 уникальных шоу. Годовая выручка Цирка составляет 600 миллионов долларов – баснословный доход для цирка шапито.

Конечно, удача не всегда улыбалась молодому Цирку. В период с 1984 по 1995 годы Цирк периодически испытывал финансовые трудности. В 1987 году труппа рискнула выехать на гастроли в Лос-Анжелес, не имея денег даже на обратный билет. К счастью, гастроли были очень успешными.

Впервые Дю Солей приехал в Россию в 2009 году с шоу Varekai. Чтобы избежать спекуляций, билеты на шоу были именными – при покупке в каждом билете печаталось ФИО зрителя, а для входа на представление необходимо было предъявить паспорт. Все это не оставляло шанса перекупщикам.

Что же новаторского внес Ги Лалиберте в идею цирка?

Цирк превратился в невероятно красочное театральное представление, связанное единым сюжетом, без промежутков между выступлениями. Все шоу Дю Солей – это великолепно отрежиссированный спектакль, без остановок на смену реквизита. Переход от одного номера к другому, смена декораций – всего это зритель не замечает, настолько органично это вплетено в канву представления. До появления Дю Солей цирк в широком сознании ассоциировался с набором отдельных акробатических номеров, демонстрирующих гибкость, ловкость и другие способности человеческого тела, с клоунами и слонами. С появлением Дю Солей цирк вышел на новый качественный уровень.
В представлениях Цирка задействованы самые впечатляющие костюмы. Для каждого артиста создается цельный образ, который перекликается и с образами его партнеров по номеру, и с декорациями, которые тоже специально создаются для каждого циркового номера. Цирк Дю Солей создал самую большую фабрику цирковых костюмов в мире. Дизайнерам дается полная свобода творчества и возможность экспериментировать. Артистические костюмы больше похожи на фантастические, сказочные иллюстрации, чем на одежду, по красоте и тщательности исполнения – это настоящие произведения искусства. При этом каждый костюм создается индивидуально под конкретного артиста, с учетом требований техники безопасности при исполнении акробатических номеров. Для костюмов закупается только ткань белого цвета, которая затем проходит обработку и окраску в соответствии с дизайнерскими эскизами. В год изготавливается около 20 тысяч костюмов и 5 тысяч пар обуви.

В шоу полностью отсутствуют диалоги. Эта инновация позволила Цирку преодолеть языковой барьер и обращаться в равной степени к аудитории по всему миру.
Цирк принципиально не использует в своих шоу трюки с животными – здесь нет ни дрессированных тигров, ни танцующих слонов, ни кланяющихся обезьянок. Это единственный в мире цирк, не приемлющий жестокое обращение с животными. Кстати, эта позиция приносит Цирку Дю Солей большую медийную поддержку.
Цирк Дю Солей заботится о своих сотрудниках. На гастролях труппа проживает в 4* и 5* отелях. Здоровье каждого циркового артиста застраховано. Компания заботится даже о детях сотрудников: для них нанимаются няни, воспитатели, учителя, чтобы дети могли получать полноценное образование. Работа в Цирке гарантирует стабильный высокий доход и всемирную известность. Надо ли говорить, что приглашение в Цирк Дю Солей – невероятная удача для любого циркового артиста, и работают там только лучшие. К настоящему времени в штате задействовано более 4000 артистов из разных стран мира, в том числе из России.
Сейчас Ги Лалиберте, начинавший свою карьеру как бродячий артист, – один из богатейших людей мира. Об этом человеке можно сказать, что он полностью сделал себя сам. Историю успеха цирка Дю Солей изучают в бизнес-школах и, как выразился российский Forbes, ее знает каждый студент «Сколково». Бизнес-стратегия Цирка заключалась в создании новой свободной ниши в противовес уже имеющемуся рынку с очень конкурентной средой. Ги Лалиберте смог воплотить свои невероятные идеи и безумные фантазии, возникшие у него в годы странствий, в проект, который стал самым успешным и зрелищным шоу в мире и вдохнул в саму идею цирка новую жизнь.