Эннио Морриконе – один из самых известных композиторов современности и, безусловно, самый известный в мире композитор кино. Он совершил настоящую революцию в музыке для кинофильмов. Он работал с величайшими режиссерами XX века: Серджо Леоне, Джилло Понтекорво, Пьер Паоло Пазолини, Бернардо Бертолуччи, Брайан Де Пальма, Оливер Стоун, Роман Полански, Педро Альмодовар, Квентин Тарантино. С 1980 года культовая американская группа Metallica открывает каждый свой концерт композицией Морриконе The Ecstasy Of Gold из вестерна Серджо Леоне «Хороший, плохой, злой». Мало кто знает, что до 33 лет великий композитор был практически не известен. Его карьера кинокомпозитора началась довольно внезапно. Но обо всем по порядку.

Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года. Он был старшим из пяти детей, его отец был джазменом. Ребенок оказался необычайно одарен музыкально, уже в 6 лет он написал свои первые мелодии. Отец их одобрил, и это воодушевило мальчика на дальнейшие шаги в музыке. В 9 лет он поступил в консерваторию Святой Цецилии в Риме. Он решил пойти по стопам отца, начав обучение в консерватории по классу трубы.

Когда Морриконе было 11 лет, началась Вторая мировая война. В 1943-1944 годах начались бомбежки Рима. За 78 дней на «вечный город» было сброшено около 60 000 бомб. Но не бомбежки, а постоянное чувство голода было главным воспоминанием о войне для будущего композитора.

Морриконе продолжал обучение в консерватории. Упорный юноша постоянно ощущал потребность развиваться и получать новые знания, поэтому он не остановился на одном музыкальном образовании. За 11 лет учебы он получил 3 диплома: по классу трубы, гармонии и композиции. В консерватории он обучался у модернистского композитора Гоффредо Петрасси, который оказал глубокое влияние на Морриконе. В 1950 году учитель написал музыку к фильму «Нет мира под оливами» Джузеппе де Сантиса. Эта музыка произвела на Морриконе сильное впечатление, и он изменил свое отношение к киномузыке. К тем, кто писал для кино, в те времена относились пренебрежительно и не считали серьезными. Впоследствии благодарный маэстро посвятил Петрасси несколько своих концертных произведений.

Свою карьеру Эннио Морриконе начал в качестве музыканта. Подростком он поступил в джазовый оркестр, в котором прежде играл его отец, на роль второй трубы. Вместе с оркестром юноша подрабатывал в ночных клубах и отелях Рима. Позже он устроился в театр, где проработал год в качестве музыканта, а следующие 3 года – в качестве композитора. В 1950-м он начал писать музыкальный фон для радиопостановок. Последующие 10 лет будущий маэстро занимался аранжировками для радио и телевидения. Он сделал неплохую карьеру от музыкального редактора до штатного аранжировщика и композитора фирмы «RCA» – крупнейшей итальянской студии звукозаписи. Морриконе вспоминал: «Большая часть этих работ была ну… просто ужасна! Я всегда чувствовал, что могу гораздо талантливее!». Будущий маэстро всегда был очень скромен. Он никогда не рекламировал себя потенциальным заказчикам: «Я выжидал, когда они проанализируют музыку, сочиненную мною, обратят внимание и пригласят меня сами. Именно так и произошло…».

Первую работу для кино Морриконе сделал лишь в 1959 году, когда ему был 31 год. Это была музыка к фильму «Смерть друга». В 1961 году Морриконе написал музыку к фильму «Фашистский вожак». Лента не завоевала большой популярности, но композитора заметили, и он начал получать заказы. Только за три года с 1961 по 1964 год Морриконе успел написать музыку к 24 фильмам!

В 1964 году в жизни Морриконе не произошел случай, который изменил всю его дальнейшую судьбу. Его работами заинтересовался малоизвестный режиссер Серджо Леоне, бывший одноклассник Морриконе. Он предложил работу над вестерном «За пригоршню долларов». Фильм завоевал невероятную популярность и принес мировую славу и режиссеру, и композитору, и главному герою картины – ранее неизвестному Клинту Иствуду.

Великие гении иногда образуют творческие дуэты. У Эйзенштейна был Прокофьев, у Хичкока – Херрманн, у Эльдара Рязанова – Андрей Петров, у Феллини – Нино Рота, а у Серджо Леоне был Морриконе. Невозможно представить фильмы «Однажды на Диком Западе», «Хороший, плохой, злой», «Однажды в Америке» без его музыки. Два творца понимали друг друга с полуслова, доверяли вкусу друг друга и работали в полно согласии. Серджо Леоне в шутку охарактеризовал их творческий дуэт как «супружество, каким оно было для католиков до того, как разрешили разводы». Эти двое итальянцев сделали для американского кино больше, чем практически весь Голливуд вместе взятый. Тем не менее, Морриконе всегда помнил о корнях. На вручении премии «Оскар» композитор выступал на итальянском языке. «Мне очень понравилось, что он читал свою речь на итальянском. Этим он показал, что не продан Голливуду ни на секунду, что он придерживается своих ценностей, в том числе, родного языка». – прокомментировал музыкальный критик Борис Барабанов.

За музыку к кинофильмам Морриконе был номинирован на «Оскар» шесть раз, и первые пять раз – вхолостую. Прекрасное чувство юмора всегда помогало маэстро сохранять позитивный настрой. В 2010 году журналист Бельканто спросил композитора, сожалеет ли он об этом, на что маэстро ответил: «Оскара» не присудили двум великим мастерам кино – Стэнли Кубрику и Чарли Чаплину. Так что я в хорошей компании». В 2016 году композитор был номинирован на «Оскар» в шестой раз за музыку к фильму Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка». На этот раз Морриконе получил награду в номинации «Лучший саундтрек». Правда, в 2007 году композитор уже получал «Оскара», но не за конкретную композицию, а за «великолепный и многогранный вклад в искусство киномузыки».

Хотя Морриконе писал не только саундтреки, но и камерную инструментальную музыку, его имя прочно ассоциируется с жанром спагетти-вестерна. Сам маэстро не любит, когда говорят об этом: «Я не писал музыку для вестернов. Я писал для фильмов Серджо Леоне, шедевров, которые использовали новый художественный язык как по отношению к американским, так и итальянским вестернам».

Морриконе написал музыку более чем к 450 фильмам. Когда его спросили – как ему это удалось, он, не моргнув глазом, ответил: «А сколько написал Бах? А сколько написал Моцарт? По сравнению с ними я – безработный».

Музыка Морриконе всегда была очень разнообразна. Многие его музыкальные находки считают новаторскими. Он любит использовать самые неожиданные инструменты, от гармошек и рожков до электрогитар, вводит в партитуру то звон колоколов, то треск выстрелов, то свист, но его фирменный стиль – это использование женского голоса в качестве инструмента, оттеняемого сочной оркестровкой. В его мелодиях можно услышать и классику, и джаз, и итальянский фольклор, и авангард, и даже рок-н-ролл. В музыке Морриконе отражаются гибкость и эклектиктизм, свойственные его характеру. При этом его музыка очень тональна, легко воспринимается на слух, включает простые гармонии и аккорды из трех нот, которые легко воспроизвести даже на гитаре.

Невероятно, но композитор тратит совсем немного времени на сочинение своих гениальных композиций. Однажды в интервью он признался, что обычно срок написания составляет о недели до месяца. «Часто творческий порыв и срочность способствуют сочинению лучшей музыки. Бах писал кантату и дирижировал ею в воскресенье, Россини сочинил свои самые прекрасные оперы за две недели», – считает Морриконе.

В личной жизни композитор считает себя счастливчиком. Со своей женой он обвенчался в 1957 году и с тех пор они не расставались. «Жена так же, как и я, питает любовь к музыке. За все годы совместной жизни она никогда не ревновала меня к работе, как это часто происходит с женами творческих личностей, – говорит маэстро. – Я же всегда находил нужным прежде всего представлять ей свои сочинения. Первым слушателем только что наигранной мелодии для фильмов всегда становилась жена. За годы супружества своей Марии я посвятил немало произведений!». У супругов родилось четверо детей, старший из которых, Андреа, пошел по стопам отца и тоже стал композитором.

К настоящему времени Морриконе приближается к своему 90-летию, но по-прежнему полон творческих идей. Сам композитор говорит, что не видит себя в конце своей блестящей карьеры: «Я чувствую, что еще даже не начал. Я все собираюсь начать! – смеется маэстро. –Мне до сих пор кажется, что самую гениальную свою музыку я еще не сочинил».